В течение следующего десятилетия Россия намерена вложить около 70 миллиардов долларов в развитие транспортной инфраструктуры, чтобы укрепить торговые связи с важнейшими партнёрами в Азии и на Ближнем Востоке, сообщает The Economist.
Военный конфликт на Украине уже изменил направления российских грузопотоков. Страны, которые не присоединились к санкциям Запада, такие как Китай и Индия, восполнили потерянный объём торговли. Однако восточная часть России страдает от недостаточно развитой инфраструктуры, что заставляет товары перемещаться через обходные маршруты, включая порты Чёрного и Балтийского морей, а также Суэцкий канал. Российские власти выражают опасения по поводу возможной блокады этих путей и нарастающего влияния НАТО на ключевые транспортные узлы, такие как Босфор. Чтобы укрепить экспортные возможности и обезопасить торговлю, Россия увеличивает взаимодействие с дружественными странами.
Этот шаг является кардинальной переменой в стратегии. Еще недавно Москва старалась избегать тесных инфраструктурных связей с Китаем и Ираном, полагаясь на выгодную торговлю с Европой. Однако в новых условиях торговые маршруты претерпели изменения. Оборот между Россией и Китаем, значительно возросший благодаря спросу на российскую нефть, достиг рекордного показателя в 240 миллиардов долларов в прошлом году, что на две трети больше по сравнению с 2021 годом. В 2022 году был введен в эксплуатацию первый железнодорожный мост через реку Амур, а на следующий год одобрен проект ещё одного. К 2030 году Россия планирует увеличить объём грузоперевозок по Северному морскому пути с 36 до 200 миллионов тонн.
Что касается Ирана, то ещё недавно российские компании избегали сотрудничества с ним из-за угрозы западных санкций. Теперь же обе страны активно развивают «Север-Юг» — транспортный коридор, который связывает Россию с Ближним Востоком и Азией. Россия согласилась профинансировать строительство недостающего участка железной дороги Решт-Астара длиной 162 километра. Этот проект был утвержден более 20 лет назад, но только теперь начинает воплощаться. Владимир Путин уверен, что этот коридор значительно изменит мировые транспортные потоки, сделав Иран ключевым узлом для поставок российских товаров в Азию и на Ближний Восток. Особое внимание уделяется Индии, которая, в отличие от Китая, сохранит высокий спрос на уголь и нефть как минимум до 2030 года.
Однако амбициозные планы России сталкиваются с существенными вызовами. Льды Арктики не позволят круглогодично использовать Северный морской путь до середины века, когда учёные прогнозируют первые зимы без ледового покрова. Пропускная способность коридора «Север-Юг» также ограничена, поскольку он во многом полагается на автомобильные перевозки.
Кроме того, санкции создают препятствия для реализации этих маршрутов. Даже если Россия сумеет увеличить их пропускную способность, спрос на экспортируемые товары остаётся под вопросом, заключает издание.
_______________
Честные свежие новости России и мира — Военный информатор: https://armyinformer.ru